Евгений Золотухин (eugzolotuhin) wrote,
Евгений Золотухин
eugzolotuhin

Category:

Тельбесский рудник

В прошлый раз я рассказал про поселок Мундыбаш. В восьми километрах от него есть поселок Тельбес, хорошо спрятавшийся за горными перевалами. А в Тельбесе есть железнорудное месторождение, активные разработки которого шли в прошлом веке, ныне признанное нерентабельным и полностью заброшенное.

1.


2. Я уже не раз отмечал, что Горная Шория - место концентрации самых интересных мостов. В Тельбесе сейчас их три и выглядят они так


3. Местные жители очень смелые люди, они без опаски постоянно пересекают реку Тельбес по этому мосту. Этот мост единственный способ добраться в основную жилую часть поселка, но нас интересует другое


4. Нас интересует этот мост, выглядит еще опаснее, предстоит его перейти


5. Для местных это ерунда


6. Если посмотреть в середине пути вниз, увидим что то такое, мост постоянно качает из стороны в сторону


7. Те, кто преодолеет все трудности и переберется на другой берег, будут награждены замечательным пейзажем.
Слева - несколько домиков, наша цель прямо за ними


8. А вот и она - цель. Тельбесское месторождение железной руды
Еще в середине XVIII в. делались попытки использовать железные руды Тельбесского месторождения для снабжения Томского завода, но из-за большой удаленности и отсутствия дорог эта задача оказалась непосильной.
Вновь заговорили о Тельбесе в 1926 году, Сибирский крайисполком постановил организовать бюро по проектированию Тельбесского Кузнецкого комбината – «Тельбесбюро», на базе которого был организован Тельбесстрой, в последствии – Кузнецкстрой.  29 января 1930 года в поселке Тельбес организовано управление Тельбесского железорудного района по строительству рудников Тельбес и Темиртау, а в сентябре того же года была начата проходка первой на руднике Тельбес наклонной шахты «Ударник». Первая руда добыта в 1932 году.


9. Один из входов в сохранившиеся тоннели


10. А это уже вид в обратную сторону


11.


12.


13.


14. Пройдемся по сохранившимся тоннелям


15. Рудник был многоуровневым, один из вертикальных тоннелей


16. Если пробраться немного подальше, куда добираются не все, можно увидеть и сохранившиеся кусочки истории рудника.


17. Руду вывозили на вагонетках по этим рельсам.
Дальше - по канатной дороге до Мундыбаша. Протяженность канатной дороги составляла 7050м и рассчитана на перевозку 300000 тонн руды в год. Мундыбашская ж/д станция изначально строилась именно для вывоза тельбесской руды.
Последняя руда по канатной дороге отправлена в 1948 году, после дорогу демонтировали и перенесли на соседний более перспективный рудник Одрабаш. В 1966 г. Тельбесский поселок был ликвидирован и подчинен Мундыбашскому.


18. Дальше - завал. Как видим, в вагонетки руда попадала именно отсюда


19. Кусочки истории


20. На сегодня все, но самое интересное еще впереди!



Tags: Горная Шория, История, Кузбасс, Путешествия, Руда, Рудник, Тельбес, Тельбесский рудник
Subscribe
promo eugzolotuhin february 7, 2019 08:10 98
Buy for 50 tokens
"Вчера спокойный и уютный город, сегодня зона повышенной опасности. Криминальная волна накрыла Мальме после того, как город стал приютом для целой армии беженцев." такие фразы звучат в репортаже Первого канала из города Мальме, вышедшего в эфир несколько лет назад. Недавно побывал в этом городе и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments